English

Статьи


Статьи (Articles)

В этом разделе помещены статьи и эссе литературоведов, критиков, философов и культурологов, опубликованные в журналах и сборниках.

Вера Зубарева. "И пайку насущную дай нам днесь"

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера Зубарева. "И пайку насущную дай нам днесь"

Предлагаемое автором статьи прочтение повести приводит читателя к выводу, что хранителем чистоты русского духа и нравственности Ивана Денисовича можно назвать с большой натяжкой, что дух этот стремительно истончается в нем с утратой веры. И вина (беда) не только в сталинском режиме, но и в неустойчивости нравственных принципов самих его жертв — «…о чем ведет речь Солженицын?

далее

Вера ЗУБАРЕВА. «ПИКОВАЯ ДАМА»: ВИСТ ПРОТИВ ФАРАОНА

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера ЗУБАРЕВА. «ПИКОВАЯ ДАМА»: ВИСТ ПРОТИВ ФАРАОНА

В статье исследуется картежный аспект повести «Пиковая дама» как сюжетообразующий. Особое внимание уделено проблеме шулерства и картежного окружения Германна, а также мотиву переодевания, свойственному пушкинским сюжетам. Наблюдения над текстом ставят под вопрос влияние мистических сил.

далее

Вера Зубарева. Карусель Всея Руси.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера Зубарева. Карусель Всея Руси.

В статье автор обращается к имплицитному пространству «Вишневого сада», исследуя символику балаганно-ярмарочных отношений в пьесе. Используя системную методологию, она рассматривает парадигму купли-продажи на уровне сюжета, взаимоотношений героев и этимологии их имен.

далее

Карен Степанян. «ОБРАЗ МИРА, В СЛОВЕ ЯВЛЕННЫЙ»

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

(К ХАРАКТЕРИСТИКЕ «РЕАЛИЗМА В ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ») Начну с того, что в заявленной теме для меня самого еще много неясного. Больше того, готов допустить, что дальнейшая разработка ее приведет к достаточно резкому изменению некоторых устоявшихся представлений (моих, по крайней мере) об эволюции мировидения Достоевского и, соответственно, авторской концепции его великих романов. Речь идет о том, как и какими путями герои Достоевского, встретившись со Хри стом  (Словом, Логосом), прозревают в этом Образе истинное устройство мира, свое место в нем, и обретают собственную личность — через приятие этого Образа в себя, вернее, восстановление его в себе. Читать полностью...

далее

Рената Гальцева. Почему не удается обустроить Россию

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Издалека Мир прекрасен и удивителен в своем продуманном прообразе. Как известно, И.Кант в эстетическом его совершенстве усмотрел доказательство бытия Божия. Но природный мир суров для «двуногого существа без перьев»; между тем его уязвимость послужила двигателем прогресса в деле обустройства жизненной среды будущего. Наступил мир цивилизации, возникший как искусственный защитный слой для голого человека на голой земле перед лицом несоизмеримых с ним по мощи природных стихий и в корне ослабивший зависимость от них. Вместе с цивилизацией человечество переходит из оборонительной позиции в наступательно-преобразовательную, обретает определенную защищенность и свободу от природной детерминации, в общем однообразной (при регулярной иррегулярности своих стихийных катастроф). Условия существования перестают быть целиком заданными извне и становятся «рукотворными» и относящимися к сфере ответственности человека. На месте диктатуры природных условий воздвигается социальная система, задающая параметры общественного бытия. И в ней-то все и дело. * * * Что же несет нам система, сложившаяся на сегодня в волнующей нас стране России? Была тысячелетняя самодержавная монархия; в начале ХХ века ее сменила конституционная парламентарная монархия; в 17-м году путем революционного переворота наступила 70-летняя эпоха тоталитарного коммунистического режима. Наконец, в начале 90-х совершилась бескровная демократическая капиталистическая, «преображенская революция» (т.е. контрреволюция) отказа от плановой экономики и коммунистической идеологии, система свободного предпринимательства, свободы слова и многопартийности. Это было время великих надежд, подъема духа, грандиозных демонстраций. Однако сегодняшняя государственная система демонстрирует иной лик, довольно загадочный, хотя и не эксклюзивной. Это не капитализм хотя бы потому, что практически отсутствует конкуренция. Это не правовое государство, потому что, хотя нет запрета на свободу слова, нет и равного доступа к средствам массовой информации (при этом в атмосфере разжигаемого антилиберализма). Провозглашено право собственности, но нет его гарантий. Укоренилась комбинаторика с выборами губернаторов, функционально уподобившихся областным секретарям КПСС. Отменена однопартийность, но неравные условия для формирования партий по сути вернули нас к доминированию одной партии. (Того ли хотела душа наша, когда в Москве мы собирались в миллионные манифестации за отмену 6-й статьи о примате КПСС?). Отсутствует независимость ветвей власти. Сам наш парламент полностью вторит Кремлю. Суд по закону независим, но справедливого решения можно ждать от него лишь тогда, когда в дело не замешана знаковая личность (не считая, конечно, банального варианта — значимой суммы). Преступление и наказание разошлись в разные стороны. И потому суд, этот столп и утверждение правового государства, оказался одним из самых скомпрометированных в обществе учреждений. А что значат «нововведения» с нулевых годов: гимн, возврат к кумачовому военному знамени с советскими символами? За полтора десятка лет все правовые институты в стране принимают все более бутафорский характер, сближая ее, сегодняшнюю, с былым коммунистическим социумом, с которым нас все больше роднит поднимающая голову былая идеология (о чем ниже). При явном скольжении в прошлое, это еще не воспроизведение Советского государства… Как же назвать эту систему? Вероятно, политически – это авторитаризм; социально-экономически – это монопольный госкапитализм корпоративного типа, сформировавшийся за полтора десятка лет. Между тем, совсем не эту социально-экономическую и политическую систему несла нам августовская «преображенская революция». Как же это случилось, что, несмотря на победу демократически-правового строя, т.е. радикально иной по сравнению с предыдущим режимом общественно-экономической формации, страна все больше въезжает в старую, отвергнутую колею? Я не однажды высказывалась по поводу предпосылок этой возвратной траектории; вот они вкратце. С первых же дней президентства Б.Н. Ельцин оказался в ситуации двоевластия, противостояния с лидерами прокоммунистических Верховного Совета и Съезда Р.Хасбулатовым (его известный лозунг: «Вся власть принадлежит Верховному Совету»), а потом и А.Руцким, в конце концов призвавших своих сторонников...

далее

Карен Степанян. Достоевский и Бахтин.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Карен Степанян. Достоевский и Бахтин.

In defiance of Bakhtin’s opinion that carnavalization is among the main categories of Dostoevsky’s artistic world, author of this article supposes, that from “The Poor Folks” till “The Brothers Karamazov” Dostoevsky was preoccupied with not breaking the hierarchical system of human life but its restoration, not masquerade, but revealing the true essence of a man, not the profanation of sacred scriptures but the detection of their main ideas, not the
inversion of the world, but the representation of true reality. How the formalistic method influenced Bakhtin’s works and how to combine the freedom of Dostoevsky’s personages with the author’s intention is also a question of this article.

далее

Вера Зубарева. Морфология преступления в «Преступлении и наказании». Какофонический роман Достоевского.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Статья опубликована в альманахе "Достоевский и мировая культура" №30. Москва, 2013 В литературной критике мотив преступления в «Преступлении и наказании» принято связывать с Наполеоном. И действительно, на поверхности все выглядит именно так. Образ Наполеона, словно тень, отбрасываемая Раскольниковым, неотступно следует за героем романа, выстраивая определенное имплицитное пространство вокруг идей великого французского полководца. Как ни пытался сам Раскольников откреститься от наполеоновского комплекса на допросе, ему так и не удалось убедить допрашивающих… ...

далее

Галина Рылькова. Странная история: Чехов и Тургенев.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Галина Рылькова. Странная история: Чехов и Тургенев.

В статье рассматривается пресловутый факт доставки тела Чехова из Германии в Россию в устричном вагоне (июль 1904 г.) в свете теории «страха влияния» Гарольда Блума. Доказывается, что вагон-холодильник для свежих устриц был своего рода скрытым благословением (знаком первородства и признания Чехова), а не видом наказания, как было принято считать ранее.

далее

Вера Зубарева. Тайна зеркальных дат в поэзии Беллы Ахмадулиной.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера Зубарева. Тайна зеркальных дат в поэзии Беллы Ахмадулиной.

Предлагаемая статья посвящена мистическому аспекту творчества Беллы Ахмадулиной. Символика дат в поэзии Ахмадулиной этого периода связана с вопросами судьбы ее лирической героини. Ее «загадочный цикл» «Глубокий обморок» проливает свет на связь между пушкинской датой рождения и страхами лирической героини, связанными с мыслями об уходе в один из этих дней. Ее предчувствия, терзания и поиск ответов в закодированной форме становятся объектом исследования данной статьи.

далее

Элина Свенцицкая. Проблема слова и языка в творчестве Вяч. Иванова: философские контексты и перспективы.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

В статье концепция слова и языка, изложенная в статьях Вяч. Иванова и реализованная в его стихотворениях, рассматривается в актуальных контекстах античной и средневековой философии, философии В. Гумбольдта. Автор приходит к выводу о том, что ивановская трактовка слова и языка представляет собой своеобразный рубеж в движении философской мысли от осмысления языка как способа реализации человеческой субъективности к осмыслению языка как форме ее растворения, на котором сохраняется равновесие человекомерности и бытийности.

далее

Галина Тамарли. «Мистики» Федерико Гарсиа Лорки: своеобразие жанра.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Галина Тамарли. «Мистики» Федерико Гарсиа Лорки: своеобразие жанра.

В статье рассматривается ранняя проза Лорки, в частности, «Мистики» с целью определения ее значения для осмысления лирики и драматургии Лорки, его эстетики, философии искусства, впоследствии выраженных в многочисленных лекциях и интервью, посвященных театру, живописи, музыке.

далее

Вера Зубарева. Промельк Пушкина.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера Зубарева. Промельк Пушкина.

В статье Вера Зубарева проводит параллели между сюжетом «Глубоко обморока» Беллы Ахмадулиной и «Пророком» Пушкина.

далее

Вера Зубарева. Чеховская комедия нового типа в свете теории предрасположенностей.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера Зубарева. Чеховская комедия нового типа в свете теории предрасположенностей.

В данной статье Вера Зубарева дает определение категории драматического (не путать с драматургическим) с позиций общей теории систем (основатель Людвиг фон Берталанфи) и теории предрасположенностей (основатель Арон Каценелинбойген). В. Зубарева относит произведения литературы и искусства к индетерминистским системам и прилагает к ним методологию, выработанную последователями Берталанфи. Исходя из того, что в основе каждой системы лежит потенциал, она говорит о том, что потенциалом художественного произведения можно считать потенциал его героев. Категорию драматического она связывает с мерой силы и богатства потенциала героя. В традиционной комедии потенциал героев слабый, что и сказывается на их способности влиять на свое окружение и развиваться. Категория комического не связана со смешным, но может с ним сочетаться. Вслед за Бальзаком Чехов сделал акцент на квази-сильном потенциале своих героев, отметив в своих письмах, что сильные единичные характеристики героев включены в слабое целое. Чеховская комедия нового типа базируется на таком потенциале. По сути, это квази-драма....

далее

Игорь ШАЙТАНОВ. Комментарий к переводам, или перевод с комментарием.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Игорь ШАЙТАНОВ. Комментарий к переводам, или перевод с комментарием.

Шекспировские сонеты в России стали известны и любимы много позже, чем его пьесы. Впрочем, так же было и в Англии, где в 18 веке их нашли шокирующими. Один из основоположников научного шекспироведения – Джордж Стивенс, выпустив репринт с издания 1609 года, комментировать и заниматься текстологией сонетов решительно отказался, поскольку это сразу повышало бы статус текста, подавая его как классический. Ко всему сборнику он испытывал то, что выразил в отношении сонета 20 – «отвращение и негодование».

далее

Вера ЗУБАРЕВА. “Сказка о мертвой царевне…”: эволюция пушкинского пророка

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера ЗУБАРЕВА. “Сказка о мертвой царевне…”: эволюция пушкинского пророка

Королевич Елисей, сумевший разбить хрустальный гроб и вернуть к жизни царевну. Кто он? В чем его могущество? Что означает это имя в контексте сказки? В Ветхом Завете, откуда Пушкин черпал сюжеты, в том числе и сюжет для своего «Пророка», Елисей, чье имя в переводе означает «Бог спасает», появляется в Третьей книге Царств как помазанник пророка Илии.

далее

Вера Зубарева. Тайна сада. Об одном стихотворении Беллы Ахмадулиной.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Вера Зубарева. Тайна сада. Об одном стихотворении Беллы Ахмадулиной.

«Тайна сада. Об одном стихотворении Беллы Ахмадулиной.» Журнал Нева, №8, 2014.

Много тайн сокрыто в стихотворении Беллы Ахмадулиной «Есть тайна у меня от чудного цветенья…» (1981). Интригуют сразу две вещи в этом «зачине»: во-первых, упоминание тайны, а во-вторых, намек на какое-то загадочное «чудное цветенье»…

далее

В.И. Тюпа. "Доктор Живаго": композиция и архитектоника

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

В.И. Тюпа. "Доктор Живаго": композиция и архитектоника

Опубликовано:  Вопросы литературы. Январь-Февраль 2011. С. 380-410 Роман Б.Л. Пастернака, несомненно, заслуживает тех самых слов, какие были употреблены его автором в отношении к переводимому «Фаусту»: «Сильное, жизнеустойчивое, богатое теплом художественное произведение», обладающее способностью к самобытному существованию «также точно, как организм»[1]. Одним из проявлений этой органической «силы» (слово, которым герой романа характеризует сущность искусства) является исключительно стройная композиция, напоминающая строфическую организацию стихотворного текста. Обратим внимание, например, на число 14 в устроении художественного целого. Живаго с семьей едет из Москвы на Урал в вагоне № 14, что как бы даже подчеркнуто повтором этой нумерации в тексте. При этом четырнадцатая часть романа является поистине кульминационной: здесь проходят двенадцать дней счастливой семейно-творческой жизни героя; к концу тринадцатого дня доктор отрекается, по его собственному слову, от Лары и со следующего (четырнадцатого) дня начинается пик его отчаянного творчества, о котором повествуется в главе 14; завершается эта узловая часть самоубийством Стрельникова. Стихотворение под № 14 (Август) занимает во многих отношениях ключевое положение в поэтическом цикле и многими моментами перекликается с четырнадцатой частью: темой сновидения и пробуждения, мотивами смерти и бессмертия, любви и творчества, в особенности же словами прощания с женщиной (и олицетворяемой ею в романе жизнью). Читать полностью...

далее

В.И. Тюпа. Драма как тип высказывания.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

В.И. Тюпа. Драма как тип высказывания.

После металингвистики М.М. Бахтина и теории дискурса Мишеля Фуко аксиоматическим является утверждение о том, что любая коммуникативно организованная совокупность знаков, протяженно упорядоченная между маркерами начала и конца, представляет собой текст единого высказывания (дискурса), который может нести в себе множество внутритекстовых дискурсов. Текст драматургического литературного произведения являет собой едва ли не наиболее показательную иллюстрацию сформулированного теоретического положения.

далее

К. А. СТЕПАНЯН. Человек в свете “реализма в высшем смысле” (Достоевский, Шекспир, Сервантес,

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

К. А. СТЕПАНЯН. Человек в свете “реализма в высшем смысле” (Достоевский, Шекспир, Сервантес,

В статье речь идет о том, каким предстает человек в изображении Достоевского, Шекспира, Сервантеса, Бальзака и Маканина, каковы сходства и различия между творческим методом Достоевского – «реализмом в высшем смысле» (сочетающим трагедию и сатиру) – и творческими принципами этих авторов. Предлагается новый термин – «реалистический сентиментализм» – для характеристики раннего творчества Достоевского.

далее

Наталья ГРАНЦЕВА. Шекспир и проблема бесплодных усилий

Опубликовано в Статьи | 1 коммент.

Наталья ГРАНЦЕВА. Шекспир и проблема бесплодных усилий

Встречая 450-летие со дня рождения Уильяма Шекспира и отдавая должное совокупным усилиям мирового шекспироведения, сумевшего возвести на нескольких песчинках фактографии грандиозное здание непревзойденного величия Великого Барда, осмелимся высказать гипотезу, которая позволит непредвзятому читателю взглянуть свежим взглядом на тексты, созданные великим поэтом.

далее