English

Статьи


Статьи (Articles)

В этом разделе помещены статьи и эссе литературоведов, критиков, философов и культурологов, опубликованные в журналах и сборниках.

Carol APOLLONIO. Scenic Storytelling in Chekhov’s “Grasshopper”

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Carol APOLLONIO. Scenic Storytelling in Chekhov’s “Grasshopper”

Carol Apollonio (Duke University) offers a more complex reading of Chekhov’s story, an interpretation that was first explored in a paper that Carol read at the Chekhov Centennial Conference at Melikhovo in 2004.

далее

Galina S. RYLKOVA. Saint or Monster? Anna Akhmatova in the 21st Century

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Galina S. RYLKOVA. Saint or Monster? Anna Akhmatova in the 21st Century

В статье рассматриваются особенности биографического письма вообще, а также то, как менялся и меняется образ Анны Ахматовой в соответсвии с духом времени. In April 1966, one month after Anna Akhmatova’s death, a minor literary critic, M. Busin, accused Soviet censorship of inflicting permanent damage on Akhmatova’s poetic legacy. We certainly don’t know Akhmatova’s poetic legacy in its entirety. The fine mesh of the [Communist] Party censorship sieve has let through only some of its pitiful crumbs. Some of her legacy has reached us by...

далее

Галина ТАМАРЛИ. Трагедия Ф. Гарсиа Лорки «Йерма»: диалог с Аристотелем

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Галина ТАМАРЛИ. Трагедия Ф. Гарсиа Лорки «Йерма»: диалог с Аристотелем

В статье утверждается, что испанский драматург Федерико Гарсиа Лорка, следуя обозначенным Аристотелем канонам трагедии, используя смежные искусства (поэзию, живопись, музыку, танец), обращаясь к по-этике карнавала, создал произведение, равное по эмоционально-смысловой мощи античной монодраме, в котором показал, что в силу определенных устоев (общественных, религиозных, этических и др.) невозможна гармо-ния бытия человека и жизни природы, что «мир, лишенный способности быть живородящим», отдан во власть смерти. Обращается внимание на эстетическую преемственность художником-модернистом античности.

далее

Galina S. RYLKOVA. Oyster Fever: Chekhov and Turgenev.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Galina S. RYLKOVA. Oyster Fever: Chekhov and Turgenev.

В статье предпринимается попытка объяснить появление вагона для перевозки устриц, который до сих пор не дает покоя поклонникам Чехова. Unlike other cultural celebrities who happened to die in desired and desirable cities like Venice (Wagner) or Paris (Oscar Wilde), Anton Chekhov died in a less than spectacular German resort for convalescing tubercular patients. As Chekhov’s letters reveal, his last trip was tedious and painfully meaningless on all accounts. Whatever Chekhov might have thought about the conclusion of his life, his funeral was...

далее

Рената ГАЛЬЦЕВА. В строю и вне строя

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Рената ГАЛЬЦЕВА. В строю и вне строя

К 90-летию Фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР и 40-летию Института научной информации по общественным наукам РАН Но боюсь: среди сражений Ты утратишь навсегда Скромность робкую движений, Прелесть неги и стыда!          А. С. Пушкин. Благословенный ИНИОН! «Первый в мире, второй в Союзе» (как острили в советское время)гуманитарный институт, приют униженных и оскорбленных, гонимых и неприкаянных (подчас претенциозных) творцов из поколения дворников и сторожей, но и нашедших малозаметные ниши в истеблишменте юношей бледных со...

далее

Карен СТЕПАНЯН. Достоевский и Бахтин

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Карен СТЕПАНЯН. Достоевский и Бахтин

Работая над этой темой, я постоянно помню слова Бахтина о том, что чем меньше знаешь, тем легче критиковать. Но тем не менее думаю, что поиск истины всегда оправдан, да и сам Михаил Михайлович не хотел бы, чтобы его концепции принимали за догму и движение достоевистики остановилось бы. Со времени выхода «Проблем поэтики Достоевского», когда идеи Бахтина, что называется, пошли в народ, прошло ровно полвека. С тех пор появилось немало веских и аргументированных возражений, опровергающих многие ключевые положения этой работы: статьи Аверинцева,...

далее

М.Ч. ЛАРИОНОВА. Путь творчества А.П. Чехова к арабскому читателю: историко-литературный обзор

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

М.Ч. ЛАРИОНОВА. Путь творчества А.П. Чехова к арабскому читателю: историко-литературный обзор

А.П. Чехов является одним из самых популярных русских писателей в современном арабском мире, благодаря гуманистическому пафосу его творчества и художественным достижениям в жанре рассказа.  В течение нескольких десятилетий были переведены на арабский язык рассказы и пьесы Чехова. Переводчики (Махмуд аль-Будави, Хусейн Джамиль, Анвар Ша’уль и др) часто свободно обращались с оригиналом, меняя название и художественные детали. Постепенно и арабская критика начала осваивать творчество писателя (Зеки Тулеймат, Наджати Сидки, Шакир Хасбак)....

далее

М.Ч. ЛАРИОНОВА. Древнерусская литература и фольклор: историко-культурный контекст

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

М.Ч. ЛАРИОНОВА. Древнерусская литература и фольклор: историко-культурный контекст

Рассмотрена историческая основа взаимоотношений жанра жития древнерусской литературы и фольклорных жанров – былины и сказки. Показана общность культурно-исторических моделей произведений книжной и устной художественной словесности Читать...

далее

Вера ЗУБАРЕВА. «Тайнопись». Имплицитное пространство в поэзии Беллы Ахмадулиной.

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Говоря о стихах Ахмадулиной 80-х годов, Михаил Эпштейн справедливо отмечает, что в них «возрастает значение точно зафиксированной даты». Он указывает на то, что «впервые в русской поэзии предпринимается попытка систематически раскрывать своеобразие не сезона или месяца ("Апрель", 1959; "Осень", 1962), а отдельного дня, соединить лирико-философские обобщения с повседневной записью малейших изменений в жизни природы ("Пишу: октябрь, шестнадцатое, вторник — и Воскресенье бабочки моей…" и т.п. –...

далее

Вера ЗУБАРЕВА. «Перечитывая А. Веселовского в XXI веке.»

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Обычно возвращаешься к А. Веселовскому в связи с вопросами сравнительноисторического метода, сюжетов и мотивов, историколитературного процесса, эволюции жанров. Возвращаешься несмотря на то, что все это не раз уже перечитано, передумано и кроме небольших уточнений ничего нового вроде бы не сулит. «Веселовский сделал то, что поднимает его теорию на исключительную высоту, — пишет О. Фрейденберг, — несмотря на отдельные промахи и недостатки, он показал, что поэтические категории суть исторические категории, и в этом его основная заслуга»1. В...

далее

Вера ЗУБАРЕВА. «Настоящее и будущее Егорушки. "Степь" в свете позиционного стиля».

Опубликовано в Статьи | Нет комментариев

Повесть «Степь» была воспринята ведущими критиками того времени как неудача. В противовес Гаршину, заявившему по прочтении повести, что в России «по явился новый первоклассный писатель», Григорович посчитал это произведение лишенным смысла, а Михайловский в письме к Чехову «строго, укоризненно говорил о прогулке по дороге не знамо куда и не знамо зачем» Времена изменились, и то, что считалось недостатком многих чеховских произведений, теперь считается их достоинством. Однако пояснять «достоинства» подражанием жизни, которая, по мысли К....

далее