English

К. А. СТЕПАНЯН. Человек в свете “реализма в высшем смысле” (Достоевский, Шекспир, Сервантес,

М.М. Бахтин определял область своих основных интересов как “философскую антропологию” [Бахтин 2002–2012 VI, 563]. Это естественно: философское осмысление человеческой личности, ее роли и места в мироздании, является главной темой для каждого, всерьез изучающего творчество Достоевского.
В черновиках Достоевского есть немало записей, над которыми надолго задумываешься. Вот, например: «Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит на вопрос Фауста: “Кто он такой” – “Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро”. Увы! человек мог бы отвечать, говоря о себе совершенно обратно: “Я часть той части целого, которая вечно хочет, алчет, жаждет добра, а в результате его деяний одно лишь злое”» [Достоевский 1972–1990 XXIV, 287–288]. Эта запись 1876 г. сопровождается высказываниями Достоевского от собственного лица, но даже если писатель намеревался высказать эту мысль от какого-либо другого лица, она весьма знаменательна и максимально приближает нас к сути трагического конфликта человеческого бытия. Как известно со времен Аристотеля, трагедия способствует очищению душ зрителей посредством переживания ими ужаса или сострадания, вызванного судьбой человека, “ввергнутого в несчастье не по своей негодности или порочности, но по какой-то ошибке (αμαρτια)” [Катарсис 2007, 9]. Ошибка, надо полагать, заключается в определении реальности: что именно есть реальность и где она находится. >>

Карен Степанян

Степанян Карен Ашотович родился в 1952 году в Ереване (Армянская ССР). В 1974 году закончил филологический факультет Ереванского государственного университета. В том же году поступил на очное отделение аспирантуры Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве. В 1979 году там же защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль и функции повествователя в романах Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера». В 1978 году поступил на работу в редакцию «Литературной газеты», где и проработал 10 лет, в должности редактора, затем обозревателя. В 1988 году перешел на работу в журнал «Знамя», где и работает по настоящее время в должности заведующего отделом критики, члена редколлегии. Один из учредителей (1991 год) и вице-президент российского Общества Достоевского, с 2002 года – национальный представитель от России в Международном Обществе Достоевского. Главный редактор альманаха «Достоевский и мировая культура» со времени его основания (1993 год) по настоящее время. В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «”Реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф.М. Достоевского» в Литературном институте им. А.М. Горького. В 2011 году получил звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Автор книг: «Достоевский и язычество (какие пророчества Достоевского мы не услышали и почему?)» (М. – Смоленск, 1992); «”Реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф.М. Достоевского» (М. 2005); «Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского» (СПб., 2009); «Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени» (М. 2013); Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2014; более 150 статей по проблемам русской и мировой литературы в российских и зарубежных периодических изданиях и научных сборниках, участник международных научных симпозиумов в России, США, Европе, Китае, Японии.


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *