Карен СТЕПАНЯН. Достоевский и Бахтин
Опубликовано в СтатьиРаботая над этой темой, я постоянно помню слова Бахтина о том, что чем меньше знаешь, тем легче критиковать. Но тем не менее думаю, что поиск истины всегда оправдан, да и сам Михаил Михайлович не хотел бы, чтобы его концепции принимали за догму и движение достоевистики остановилось бы.
Со времени выхода «Проблем поэтики Достоевского», когда идеи Бахтина, что называется, пошли в народ, прошло ровно полвека. С тех пор появилось немало веских и аргументированных возражений, опровергающих многие ключевые положения этой работы: статьи Аверинцева, Лихачева и ряд других, вошедших впоследствии в двухтомник «Бахтин: pro et contra»; статьи моих коллег Валентины Ветловской, Владимира Захарова, Керил Эмерсон и других. Да и после выхода в 1929 году «Проблем творчества Достоевского» серьезных возражений хватало, назову прежде всего статью Василия Комаровича. Но влияние, известность и популярность бахтинских идей продолжают оставаться гораздо большими, чем эти возражения. В чем тут дело? На мой взгляд, помимо высокого профессионального уровня его работ, – в обаянии самой личности Бахтина, его мученической судьбы, в том эффекте, что вызвали в нашем литературоведении его книги о Достоевском и Рабле, в притягательности слова «свобода», которое он если не впервые, то навечно связал с Достоевским. Можно сказать, что тут в некотором смысле встречаемся с тем же явлением, которое выразилось в знаменитой фразе Достоевского: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» (здесь и далее в цитатах курсив авторский, полужирный шрифт – мой). Эта коллизия – когда незаурядная личность (а мне думается, что Достоевский в период написания письма Фонвизиной, откуда и взята эта фраза, относился к Христу именно так), в своем бытии воплощающая истину, в то же время, независимо от собственных интенций, оказывается некоторым препятствием на пути к истине, – неоднократно анализируется в произведениях Достоевского: вспомним князя Мышкина, Зосиму и других.
Полностью опубликовано в «Экслибрисе» — книжном приложении к «Независимой газете»
Карен Степанян
Степанян Карен Ашотович родился в 1952 году в Ереване (Армянская ССР). В 1974 году закончил филологический факультет Ереванского государственного университета. В том же году поступил на очное отделение аспирантуры Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве. В 1979 году там же защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль и функции повествователя в романах Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера». В 1978 году поступил на работу в редакцию «Литературной газеты», где и проработал 10 лет, в должности редактора, затем обозревателя. В 1988 году перешел на работу в журнал «Знамя», где и работает по настоящее время в должности заведующего отделом критики, члена редколлегии. Один из учредителей (1991 год) и вице-президент российского Общества Достоевского, с 2002 года – национальный представитель от России в Международном Обществе Достоевского. Главный редактор альманаха «Достоевский и мировая культура» со времени его основания (1993 год) по настоящее время. В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «”Реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф.М. Достоевского» в Литературном институте им. А.М. Горького. В 2011 году получил звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Автор книг: «Достоевский и язычество (какие пророчества Достоевского мы не услышали и почему?)» (М. – Смоленск, 1992); «”Реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф.М. Достоевского» (М. 2005); «Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского» (СПб., 2009); «Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени» (М. 2013); Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2014; более 150 статей по проблемам русской и мировой литературы в российских и зарубежных периодических изданиях и научных сборниках, участник международных научных симпозиумов в России, США, Европе, Китае, Японии.