Карен Степанян. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени.
Опубликовано в КнигиМ.: Языки славянской культуры, 2013. — 368 c. — (Studia philologica). ISBN 978-5-9551-0537-6
Сервантеса — наряду с Шекспиром и Шиллером — Достоевский называл в числе величайших гениев мировой литературы, наиболее ценимых им. Образы Дон Кихота и князя Мышкина сопоставлялись множество раз, однако до сих пор не существовало специального исследования, посвященного сравнительному анализу всего творческого пути русского и испанского писателей в контексте культурной истории Европы. Монография доктора филологических наук, вицепрезидента российского Общества Достоевского Карена Степаняна восполняет этот пробел. В книге рассматриваются сходства и различия между Испанией XVI—XVII вв. и Россией XIX в., сложнейшая духовная эволюция обоих писателей, переживших ужас ожидания смертной казни и помилование в последний момент, тюрьму, лишения, прижизненную славу и непонимание, противоставших кризису личности и христианской цивилизации и разгадавших многие метафизические тайны бытия. Раскрываются причины, подвигшие Достоевского и Сервантеса на разрешение грандиозной художественной задачи: создать образ «положительно прекрасного» человека и понять, способна ли такая личность собственными силами победить мировое зло. В главах, посвященных Дон Кихоту и Мышкину, прослежено и меняющееся восприятие этих бессмертных образов в различные эпохи, их романное бытие представлено на фоне судеб реальных исторических личностей — Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Савонаролы, политических и культурных деятелей XX в. Определяется сущность творческих методов русского и испанского писателей как «реализма в высшем смысле», критически осмысляется бахтинская теория карнавала. Впервые выделяется содержательная и жанровая близость последних творений Достоевского и Сервантеса
Доступ к файлу предоставлен с разрешения Издательского дома ЯСК.
Карен Степанян
Степанян Карен Ашотович родился в 1952 году в Ереване (Армянская ССР). В 1974 году закончил филологический факультет Ереванского государственного университета. В том же году поступил на очное отделение аспирантуры Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве. В 1979 году там же защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль и функции повествователя в романах Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера». В 1978 году поступил на работу в редакцию «Литературной газеты», где и проработал 10 лет, в должности редактора, затем обозревателя. В 1988 году перешел на работу в журнал «Знамя», где и работает по настоящее время в должности заведующего отделом критики, члена редколлегии. Один из учредителей (1991 год) и вице-президент российского Общества Достоевского, с 2002 года – национальный представитель от России в Международном Обществе Достоевского. Главный редактор альманаха «Достоевский и мировая культура» со времени его основания (1993 год) по настоящее время. В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «”Реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф.М. Достоевского» в Литературном институте им. А.М. Горького. В 2011 году получил звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Автор книг: «Достоевский и язычество (какие пророчества Достоевского мы не услышали и почему?)» (М. – Смоленск, 1992); «”Реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф.М. Достоевского» (М. 2005); «Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского» (СПб., 2009); «Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени» (М. 2013); Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2014; более 150 статей по проблемам русской и мировой литературы в российских и зарубежных периодических изданиях и научных сборниках, участник международных научных симпозиумов в России, США, Европе, Китае, Японии.